Поршневая группа - рекомендации и технические параметры.

Опубликовал bloger 24.11.2016 0 Коментарии

Поршневая группа - рекомендации и технические параметры 

 

 

Поршень является основным элементом поршневой группы

 

Именно поршень воспринимает давление газов (продуктов сгорания) и передает его через шатуны к коленчатому валу двигателя.

 

Во время работы поршень сильно нагревается, причем днище и головка поршня нагреваются больше, чем его направляющая часть («юбка» поршня). Поэтому диаметр головки поршня меньше, чем диаметр его «юбки».

 

С целью предотвращения заклинивания нагретого поршня в гильзе «юбка» поршня изготавливается не круглой, а эллиптической формы. Поэтому тепловой зазор в паре «гильза-поршень», измеряемый по «юбке» поршня в районе отверстий для ввода поршневого пальца больше, чем при измерении на остальной поверхности «юбки».

 

Так как часто гильза и поршень изготавливаются различными заводами, то раньше для облегчения подбора поршня и гильзы сортировались по размерным группам (М,Б,С или А,Б,В). Разница между размерными группами составляет 2-5 % от допустимого размера. На сегодняшний день это правило подходит только к поршням и кольцам, произведенных на одном заводе (КТД, «Мотордеталь»).

 

Не рекомендуем обращать внимание на размерную группу при подборе пары гильза-поршень, если они не изготовлены одним заводом, так как эти обозначения заводские, то есть характеризующие износ обрабатывающего резца. Каждый завод имеет собственное оборудование различных производителей, и, как следствие, к примеру, размер поршня ЯМЗ группы «А» Костромского производства 129,83-129,85, а Камского производства 129,80-129,82 то есть разница в диаметре поршня может достигнуть 0,05 мм, в то время, как допустимое отклонение в размерах группы составляет 0,02 мм.

 

При подборе поршневой группы следует ориентироваться на тепловой зазор между гильзой и поршнем, устанавливаемый для каждого двигателя заводом-изготовителем.

 

Зазор между гильзой и поршнем

 

 

 

 

Двигатель

 

Мин. зазор

 

Макс. зазор

 

Оптим. зазор

 

А-01, А-41

 

0,18

 

0,24

 

0,20

 

ГАЗ-53

 

0,04

 

0,07

 

0,05

 

Д-240, Д-65

 

0,11

 

0,18

 

0,15

 

Д-245, Д-65НТ

 

0,12

 

0,17

 

0,15

 

Д-144, Д-37, Д-21

 

0,14

 

0,21

 

0,16

 

КамАЗ

 

0,10

 

0,20

 

0,15

 

КамАЗ-EURO

 

0,11

 

0,19

 

0,15

 

СМД-14-24

 

0,16

 

0,26

 

0,20

 

СМД-31

 

0,17

 

0,25

 

0,20

 

СМД-60-72

 

0,16

 

0,24

 

0,20

 

ТМЗ-7511, 8410

 

0,17

 

0,23

 

0,20

 

ЯМЗ-236-238

 

0,18

 

0,24

 

0,20

 

ЯМЗ-240, 240 БМ

 

0,17

 

0,25

 

0,20

 

ТМЗ-850

 

0,16

 

0,24

 

0,20

 

 

 

Кроме этого не следует забывать, что поршня должны быть подобраны по весовым характеристикам, так как превышение допустимой разницы приведет к дисбалансу в работе двигателя.

 

Разница в массе между собранными комплектами поршень-палец-втулка-шатун-кольца не должны превышать 15-20 гр.

 

 

 

Поршневые кольца делятся на два типа – компрессионные и маслосъемные. Компрессионные кольца уплотняют зазор между поршнем и гильзой и препятствуют прорыву продуктов сгорания (газов) в картер двигателя, а маслосъемные кольца служат для снятия излишков масла со стенок гильзы.

 

Поршневые кольца условно можно разделить на две категории – чугунные и стальные (по материалу изготовления маслосъемного кольца). Чугунные кольца предназначены для установки в новую поршневую группу (не рабочая гильза), а стальные  - в рабочую гильзу (с приработанной поверхностью – «наведенным зеркалом»).

 

При установке стальных колец в новую поршневую группу увеличивается риск появления «задиров» на поверхности гильзы (исключение – поршневые кольца производства ЗАО «Стакол»).

 

По конструкции чугунные маслосъемные кольца условно можно разделить на два типа:

 

- коробчатое (привычное всем маслосъемное кольцо, с пружинным или пластинчатым расширителем).

 

- составное (так называемый «аналог клинцовского кольца», состоящий из двух горизонтальный частей, с пластинчатым расширителем или без него).

 

По конструкции стальные маслосъемные кольца условно можно разделить так же на два типа:

 

- трехкомпонентное (представляющее собою две стальные горизонтальные пластины, между которыми устанавливается решетчатый расширитель).

 

- четырехкомпонентное (представляющее собою две стальные горизонтальные пластины, между которыми устанавливается волнообразный расширитель, а между поршнем и кольцом устанавливается пластинчатый расширитель).

 

    Для установки колец на поршень и для предотвращения поломки кольца при тепловом расширении кольца изготавливаются разрезные, с тепловым зазором. При этом при установке не следует забывать, что замки колец должны быть направлены в разные стороны. Наиболее просто это осуществить, представив себе циферблат часов на поверхности поршня – 12 делим на количество поршневых колец (4, к примеру) и проворачиваем замки колец по кругу – через каждые «3 часа».

 

Зазор замков поршневых колец

 

 

 

Двигатель

Компрессионного

 

Маслосъемного

 

А-01, А-41

 

0,60 ± 0,20

 

0,60 ± 0,20

 

ГАЗ-53

 

0,30 ± 0,25

 

0,30 ± 0,70

 

Д-240, Д-65

 

0,60 ± 0,30

 

0,70 ± 0,30

 

Д-245, Д-65НТ

 

0,50 ± 0,20

 

0,40 ± 0,10

 

Д-144, Д-37, Д-21

 

0,60 ± 0,30

 

0,70 ± 0,30

 

КамАЗ

 

0,50 ± 0,15

 

0,30 ± 0,10

 

КамАЗ-EURO

 

0,50 ± 0,10

 

0,35 ± 0,10

 

СМД-14-24

 

0,60 ± 0,30

 

0,70 ± 0,30

 

СМД-31

 

0,60 ± 0,20

 

0,70 ± 0,30

 

СМД-60-72

 

0,60 ± 0,20

 

0,60 ± 0,20

 

ТМЗ-7511, 8410

 

0,65 ± 0,15

 

0,60 ± 0,30

 

ЯМЗ-236-238

 

0,60 ± 0,20

 

0,60 ± 0,20

 

ЯМЗ-240, 240 БМ

 

0,60 ± 0,20

 

0,60 ± 0,20

 

ТМЗ-850

 

0,65 ± 0,15

 

0,60 ± 0,30

 

Обратите внимание, что данные зазоры представлены для чугунных колец, а для стальных данные размеры необходимо увеличить в два раза (из-за повышенной теплоемкости стали).

Кроме всего, не следует забывать, что верхнее компрессионное кольцо испытывает самое большое воздействие температуры и давления (именно поэтому оно делается из других материалов), а, следовательно зазор замка верхнего компрессионного кольца больше, чем у нижнего.

 

Поршневые кольца должны свободно перемещаться в канавках поршня под собственным весом, поэтому они устанавливаются с зазором по высоте между кольцом и канавкой, который не должен превышать 0,10 мм. для карбюраторных и 0,15 мм. для дизельных двигателей (это особенно необходимо учитывать при установке новых поршневых колец в старый поршень). При измерении данного параметра измерительный щуп необходимо вставлять на 1/4 глубины канавки под маслосъемное кольцо.

 

 

 

Поршневой палец представляет собою полый стальной цилиндр, наружную поверхность которого цементируют, а затем шлифуют.

 

Палец устанавливается в бобышках поршня и удерживается стопорными кольцами от осевого перемещения (что бы не повредить внутреннюю поверхность гильзы).

 

На современных двигателях используют поршневой палец плавающего типа – это значит, что во время работы палец проворачивается, что способствует его равномерному износу. Для обеспечения этого необходимо, что бы палец свободно входил во втулку шатуна с зазором 0,02 – 0,025 мм., а в отверстия бобышек поршня -  с небольшим натягом. При работе отверстия в бобышках расширяются (за счет нагрева) и палец начинает проворачиваться.

 

Даже если палец свободно (но без зазора!) устанавливается в бобышки поршня, то при его установке поршень нагревают в масле до 80-100 градусов (что бы избежать микроповреждений бобышек).

 

 

 

Стопорное кольцо не должно иметь деформаций или повреждений, так как его разлом приведет к повреждению гильзы и поршня (а далее – шатуна и коленчатого вала).

 

При установке стопорного кольца рекомендуем использовать специальный инструмент, так как съем кольца неспециализированными инструментами может привести к его поломке или, что самое плохое, к дефекту, незаметному вооруженным глазом.

Оставить комментарий

Warning: file_put_contents(): Only 0 of 615 bytes written, possibly out of free disk space in /home/loskzapc/web/loskzapchast.com.ua/public_html/vqmod/vqmod.php on line 446VQModLog::__destruct - LOG FILE "/home/loskzapc/web/loskzapchast.com.ua/public_html/vqmod/logs/5_Fri.log" COULD NOT BE WRITTENWarning: Unknown: write failed: Disk quota exceeded (122) in Unknown on line 0Warning: Unknown: Failed to write session data (files). Please verify that the current setting of session.save_path is correct (/home/loskzapc/tmp) in Unknown on line 0