Коробка передач трактора МТЗ-80, МТЗ-82 устройство

Опубликовал bloger 01.03.2018 0 Коментарии

Описание работы и устройство коробки передач МТЗ-80

 

МТЗ 80 является одним из самых распространенных тракторов известной белорусской марки, которая широко известна не только на постсоветском пространстве, но также и во всём мире. Особенно широко он славится в странах бывшего соцлагеря. Сейчас он прошёл большую модернизацию, сменилась схема расположения основных агрегатов. Двигатель стал более экологически чистым, но зато неизменной осталась коробка переключения передач. Она надежна, как всегда, проста в обслуживании и готова к пиковым нагрузкам, которые не подведут в процессе выполнения полевых работ. К этой коробке переключения передач изначально предъявлялись такие требования, чтобы она легко ремонтировалась в условиях полевого стана. Хотя ей такая процедура бывает нужна достаточно редко.

 

 

Общий вид коробки передач трактора МТЗ-80, МТЗ-82: б — взаимное расположение деталей; 1 — ведомая шестерня понижающего редуктора; 2 — стакан первичного вала; 3 — первичный вал; 4, 6, 31, 34, 36, 50, 55, 62, 63, 65, 70, 73 — кольца; 5, 9, 11, 16. 33, 37, 48, 54, 58, 60, 64, 72 — подшипники; 7 — скользящая шестерня IV и V передач; 8 — скользящая шестерня III передачи; 10 — вторичный вал; 12 — распорная втулка; 13 — ведомая шестерня II ступени редуктора; 14 — регулировочная прокладка; 15 — стакан; 17, 27 — шайбы; 18 — шестерня; 19 — корончатая гайка; 20, 41 - крышки; 21, 42 — прокладки; 22 — ведомая шестерня V передачи и заднего хода; 23 — ведомая шестерня IV передачи; 24 — промежуточный вал; 25 — ведомая шестерня III передачи; 26 — промежуточная шестерня; 28 — упор; 29 — ведущая шестерня I ступени редуктора; 30 — внутренний вал; 32 — крыльчатка; 35 — стакан ведущей шестерни II ступени редуктора; 38, 52 — гнезда; 39 — ведущая шестерня II ступени редуктора со втулкой; 40, 51, 57— втулки; 43 — корпус коробки передач; 44 — промежуточная шестерня заднего хода; 45 — ось промежуточной шестерни заднего хода; 46 — планка; 47 — гнездо подшипника; 49 — гайка промежуточного вала; — заглушка; 56 — промежуточная шестерня понижающего редуктора; 59, 61 — маслоотражательные шайбы; 66 — ведомая шестерня включения ходоуменьшителя; 67 — ведомая шестерня I передачи и заднего хода со втулкой;. 68 — вал I передачи и заднего хода; 69 — свертная втулка; 71 — скользящая шестерня I передачи и заднего хода.

 

Оба вала, первичный и вторичный, находятся на одной оси внутри узла. Промежуточный вал при этом сопряжен с валом 1-ой передачи, и с валом заднего хода. Все эти валы расположены относительно первичного и вторичного валов. Первичный вал жестко установлен на паре роликовых подшипников, которые несут опорную функцию. Один из них запрессован в стакан, находящийся в корпусе коробки переключения передач МТЗ 80, а второй сопрягает первичный и вторичный валы через торцевую проточку вторичного вала.
 

На первичном валу нарезаны шлицы, которые удерживают ведущие зубчатые колеса 3-5 передач. Также к шлицам первичного вала присоединен редуктор, работающий на понижение через промежуточное ведомое зубчатое колесо. На пустом месте промежуточного вала находятся ведомые шестерни, которые зацепляются с переключателями 3-5.
Промежуточная шестерня находится в зацеплении с ведущим зубчатым колесом 3-ей передачи. Эта самая шестерня находится в зацеплении со скользящим зубчатым колесом 3-ей передачи, и она же работает на понижение. Такая схема позволила существенно снизить массу коробки и уменьшить количество зубчатых колёс, что снизило нагрев, а также позволило снизить потребность в маслах высшего качества. Именно неприхотливость этой коробки переключения передач МТЗ 80 и получила признание всех техников тракторов. Она достаточно функциональна для того, чтобы выполнять большое количество полевых задач.

 

Краткое описание промежуточного вала

 

В силу того, что схема вала достаточно сложна, ему необходимо отдельное описание.

Вал посажен на шариковых подшипниках, а также на втулке. Эта втулка, в свою очередь, сопряжена с главным зубчатым колесом 2-й ступени понижающего редуктора, а оно установлено на паре роликовых подшипников. Внутри зубчатого колеса и находится внутренний вал, посаженный на силовую поддерживающую втулку. Это достаточно сложная схема, но она оправдывается компактностью малонагруженных частей механизма, позволяющих снизить общий размер и без того крупной коробки переключения передач МТЗ 80.
 

Сзади этого зубчатого колеса расположены парные кулачки, которые приводят в движение вал отбора мощности в синхронном режиме. Над главным зубчатым колесом находится зачерпывающее лопаточное колесо, которое поливает смазкой это самое колесо. Также смазка с лопаточной конструкции попадает на зубчатые колеса главное передачи, а также на зубчатые колеса дифференциала КПП. Лопаточное колесо вращается настолько быстро, что получается взвесь из масляной пыли, равномерно смазывающая большинство механизмов в пространстве корпуса коробки. Торцевая часть вала вторичной КП содержит на себе пару венцов – внутренний и внешний, которые работают совместно с валом. Конические роликовые подшипники выполняют роль силовой опоры для вторичного вала.
На вторичном валу коробки переключения передач трактора МТЗ-80 надеты ведущее зубчатое колесо главное передачи, а также ведомое зубчатое колесо 2-ой ступени редуктора. Эта схема также использовалась для того, чтобы снизить размеры коробки.

 

Краткое описание работы редуктора КПП МТЗ-80

 

Редуктор используется, по сути, простейший, двухступенчатый. Он работает с передачами от 1 до 5 (передними), и с 1-ой задней передачей. Для того, чтобы запустилась первая ступень редуктора, необходимо, чтобы ведущее зубчатое колесо 1-й ступени смогло войти в зацепление с наружным венцом, который расположен на вторичном валу. Для включения второй ступени редуктора необходимо большее количество операций: главное зубчатое колесо 1-й степени редуктора должно сцепиться с внутренний зубчатым венцом зубчатого колеса 2-й степени редуктора. Это достаточно сложная схема, но она обеспечивает компактность размеров данного узла.
 

В случае включения первой или второй ступени этого узла коробки переключения передач МТЗ-80, скользящее зубчатое колесо 4-й или 5-й передачи продвигается вперёд, и тогда происходит переход трактора на 5-ю или 8-ю скорость.
В случае, если это же зубчатое колесо идёт в обратном направлении, то тогда происходит переключение на 4-ю или 7-ю передачу. Скользящее зубчатое колесо 3-й передачи при своем движении вперёд позволяет трактору двигаться на 3-й или 6-й передаче. Когда она движется назад, то происходит её сцепка с внутренним венцом вторичного вала, что позволяет включить 9-ю передачу.

 

В случае с задним перемещением скользящего зубчатого колеса пониженных передач, мы получаем на выходе передачи 1 или 2, а если он скользит вперёд – то включается режим задних передач.
Промежуточное зубчатое колесо заднего хода имеет дополнительную степень свободы и может вращаться вокруг своей оси, но при этом оно входит в зацепление с венцом ведомого зубчатого колеса 5-й скорости, а также с венцом ведомого зубчатого колеса заднего хода.

 

Итог

 

Коробка передач МТЗ-80 имеет сложное устройство, но при этом каждая пара шестерен и зубчатых венцов выверена длительным периодом эксплуатации, в течение нескольких десятилетий. Устройство коробки можно рассматривать более подробно, но это уже нюансы на уровне геометрических параметров, прочностных взаимодействий и усталостных характеристик, которыми, обычно, интересуются только конструкторы подобных механизмов.

 

На самом деле ремонт коробки передач, это одна из самых сложных работ по ремонту и техническому обслуживанию трактором МТЗ – 80. При ремонте КПП необходимы соответствующие знания и навыки, как знание самого механизма, так способа дефектовки и отбраковки изношенных деталей КПП.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оставить комментарий