Устройство топливного насоса ТНВД двигателя ЯМЗ-240

Опубликовал bloger 20.03.2018 0 Коментарии

Топливный насос высокого давления ТНВД-240

 

   Рядный топливный насос высокого давления ТНВД-240 предназначен для установки на 12-цилиндровые дизели ЯМЗ-240 тракторов К-701. Он отличается от насоса типа ЯЗТА числом насосных секций, корпусом, рейкой, крышкой люка.
   На переднем конце кулачкового вала установлена муфта опережения впрыска, на крышке корпуса насоса имеются два сапуна для вентиляции внутренней полости топливного насоса.
   На заднем конце корпуса укреплен регулятор с приводом в действие от кулачкового вала топливного насоса. Для плавной передачи усилия на шестерню державки грузов на конце топливного насоса закреплена ведущая шестерня с демпфирующим устройством, состоящим из четырех резиновых сухарей.
   Регулятор частоты вращения вала дизеля служит для поддерживания заданной частоты вращения дизеля. Он воздействует непосредственно на рейку насоса высокого давления и автоматически регулирует количество топлива, подаваемого в цилиндры ЗТА на всех режимах.
   Регуляторы топливных насосов ЯЗТА и ТНВД-240 конструктивно одинаковы. 
   Порядок работы насосных секций: 1-4-9-8-5-2-11-10-3-6-7-12.

 

 

1- пружина плунжера; 2- пробка-ограничитель рейки; 3- верхняя тарелка пружины; 4- зубчатый венец; 5- перепускной клапан; 6- соединительный ниппель; 7- нагнетательный клапан; 8- сапун; 9- пробка спуска воздуха; 10- гайка-колпачок; 11- прокладка нагнетательного клапана; 12- плунжерная пара; 13- пробка-заглушка каналов низкого давления; 14- рейка; 15- пружина рычага рейки; 16- тяга рейки; 17- рычаг пружины; 18- пружина регулятора; 19- державка грузов; 20- ограничитель; 21- штуцер; 22- двуплечий рычаг; 23- крышка регулятора; 24- винт подачи; 25- буферная пружина; 26- корпус буферной пружины; 27- болт номинальной подачи; 28- рычаг регулятора; 29- корректор; 30- кулиса; 31- регулировочный винт; 32- рычаг регулятора; 33- упорная пята; 34- валик рычага; 35-грузы регулятора; 36- муфта грузов; 37- фланец втулки ведущей шестерни; 38- ведущая шестерня; 39- шестерня державки грузов; 40- пробка корпуса; 41- набивка пробки; 42- крышка; 43- крышка регулировочного люка; 44- штуцер для заливки масла; 45- нижняя тарелка пружины; 46- болт толкателя; 47- контргайка болта толкателя; 48- толкатель; 49- кулачковый вал; 50- роликовый подшипник; 51- корпус насоса; 52- стакан подшипника; 53- муфта опережения впрыска

 

В корпусе насоса установлены плунжерные пары, нагнетательные клапаны и штуцеры, к которым через ниппели присоединяются топливопроводы высокого давления. Нагнетательные клапаны прижаты к седлам пружинами. Нагнетательный клапан и седло составляют прецизионную пару, которая может заменяться только комплектно.

Для уплотнения между седлом клапана и штуцером имеется текстолитовая прокладка. Правильное положение втулки плунжера относительно корлуса обеспечивается винтом. Втулка и плунжер составляют прецизионную пару. Плунжер приводится в движение от кулачкового вала через роликовый толкатель. Пружина через нижнюю тарелку постоянно прижимает толкатель к кулачку. От проворота толкатель фиксируется осью ролика, выступы которой входят в пазы на расточках корпуса насоса.

В толкатель ввернут регулировочный болт, который застопорен контргайкой и служит для регулировки начала подачи топлива. Для изменения количества подаваемого топлива плунжер во втулке поворачивается втулкой с зубчатым венцом, входящим в зацепление с рейкой. Подача топлива каждой секцией насоса регулируется угловым смещением поворотной втулки относительно зубчатого венца при ослабленном винте.

Работа секции протекает следующим образом.

При движении плунжера вниз под действием пружины топливо под небольшим давлением, создаваемым топливоподкачивающим насосом, поступает через продольный канал в корпусе в надплунжерное пространство.

При обратном движении плунжера топливо перепускается в топливоподводящий канал до тех пор, пока торцовая кромка плунжера не перекроет окно гильзы. При дальнейшем движении плунжера вверх давление в надплунжерном пространстве возрастает. Когда давле-ление достигнет величины, при которой открывается нагнетательный клапан, он приподнимется и топливо поступит по топливопроводу высокого давления к форсунке.

Движущийся плунжер продолжает сжимать топливо. Когда давление достигнет такой величины, что превысит усилие, создаваемое пружиной, игла форсунки поднимется и начнется впрыск топлива в цилиндр двигателя.

По мере движения плунжера вверх наступает момент, когда отсечная кромка плунжера открывает отверстие во втулке, что вызывает падение давления в топливопроводе. При этом разгрузочный поясок нагнетательного клапана, погружаясь в гнездо под действием пружины 16, увеличивает объем в топливопроводе между форсункой и клапаном. Этим достигается более четкая отсечка подачи топлива.

Количество подаваемого топлива дозируется изменением момента’ конца подачи при постоянном ее начале. При перемещении рейки плунжер поворачивается, и регулирующая кромка открывает отверстие втулки раньше или позже, вследствие чего изменяется продолжительность подачи, а следовательно, и количество подаваемого топлива.

Секции смонтированы в корпусе, в нижней части которого помещается кулачковый вал 32. Кулачковый вал вращается в роликовых подшипниках и в пяти промежуточных опорах. Концевые шейки кулачкового вала уплотнены резиновыми сальниками. Осевой люфт кулачкового вала в пределах 0,01—0,07 мм регулируется набором прокладок, устанавливаемых под фланец крышки подшипника.

Рейка топливного насоса перемещается в направляющих втулках, запрессованных в корпус насоса. Выступающий из насоса конец рейки защищен пробкой.

В верхней части корпуса насоса выполнены подводящий и отводящий каналы. Со стороны регулятора эти каналы закрыты пробками с уплотнительными резиновыми кольцами. Через бобышку на задней стороне насоса к одному из каналов присоединяется подводящий топливопровод, а по другому каналу через перепускной клапан отводится избыточное топливо.

Для осмотра и регулировки секций насоса необходимо снять боковую крышку. Болты крепления боковой крышки пломбируются.

Уровень масла контролируется масломерным щупом с меткой верхнего уровня; нижний уровень определяется концом щупа.

Двигатель оборудован устройством для аварийной остановки. Устройство состоит из клапана аварийного останова, который устанавливается в кабине водителя, обратного клапана на корпусе насоса высокого давления. Оба клапана соединены трубопроводом. Сжатый воздух к клапану аварийного останова подводится от пневмосистемы трактора, давление в которой должно быть не менее 2,5 кгс/см2.

Следует помнить, что устройство действует только при наличии давления воздуха в пневмосистеме. 

 

Регулятор частоты вращения двигателя ЯМЗ-240

 

Двигатель оборудован всережимным механическим регулятором частоты вращения, который изменяя подачу топлива в зависимости от нагрузки, поддерживает заданную водителем частоту вращения коленчатого вала двигателя. Регулятор закреплен на торце топливного насоса высокого давления.

 

На конусе кулачкового вала установлена ведущая шестерня. Вращение от вала насоса на ведущую шестерню передается через резиновые сухари. Ведомая шестерня выполнена как одно целое с валиком державки грузов и установлена на двух шарикоподшипниках в стакан. На валик напрессована державка грузов, на осях которой качаются грузы. Грузы своими роликами упираются в торец муфты 6, которая через радиально-упорный подшипник и пяту передает усилие грузов силовому рычагу, подвешенному вместе с двуплечим рычагом на оси.

 

Муфта с упорной пятой в сборе одним концом опирается через двадцать семь шариков на направляющую поверхность державки, а за второй конец подвешена на серьге, закрепленной на силовом рычаге. Пята регулятора связана общей осью с рычагом рейки и через тягу — с рейкой топливного насоса. К верхней части рычага рейки присоединена пружина рычага рейки, а в нижнюю часть запрессован палец, который входит в паз кулисы.

 

 

 Схема регулятора частоты вращения:  1 — ведущая шестерня; 2— резиновые сухари; 3 — державка грузов; 1 — оси грузов; 5 —грузы; 6 — муфта; 7 — пробка для слива масла; 8— пята; 9 — кулиса; 10 — винт подрегулировки мощности; 11 — скоба; 12 — рычаг рейки; 13 — силовой рычаг; 14 — корректор; 15 —серьга; 16 —буферная пружина; 17 —корпус буферной пружины; 18 — регулировочный болт; 19 — винт двуплечего рычага; 20 — пружина регулятора; 21 — двуплечий рычаг; 22 — ось; 23 — крышка люка; 24 — болт ограничения минимальных оборотов холостого хода; 25 — рычаг управления регулятором; 26 — болт ограничения максимального скоростного режима; 27 — пружина рычага рейки; 28 — тяга; 29 — рейка топливного насоса высокого давления; 30 — рычаг пружины; 31 — вал рычага; 32 — стакан; 33 — валик державки грузов; 34 — пружина корректора; 35 — корпус пружины корректора; 36 — шайба; 37 — гайка корректора.

 

Вал рычага регулятора жестко связан с рычагом управления и рычагом пружины. За рычаг пружины и двуплечий рычаг зацеплена пружина регулятора, усилие которой передается с двуплечего рычага на силовой рычаг через регулировочный винт. На силовом рычаге имеется регулировочный болт, который упирается в вал рычага регулятора.

 

В нижней части силового рычага находится корректирующее устройство, предназначенное для повышения тяговых качеств двигателя. Корректирующее устройство состоит из корректора, пружины, корпуса корректора, гайки и шайбы.

 

Подача топлива полностью выключается механизмом останова, состоящим из кулисы, скобы и возвратной пружины, расположенной снаружи регулятора под крышкой. Кулиса со скобой останова соединяется пружиной, расположенной внутри кулисы и предохраняющей механизм регулятора от чрезмерных усилий при выключении подачи топлива. Во время работы двигателя кулиса прижата усилием возвратной пружины к регулировочному винту.

 

Регулятор закрыт крышкой смотрового люка с буферным устройством, состоящим из корпуса, пружины и контргайки.

 

Основные регулировки, предусмотренные конструкцией регулятора

 

1. Минимальная частота вращения регулируется болтом и корпусом буферной пружины.
2. Максимальная частота вращения и начала выброса рейки регулируются болтом.
3. Номинальная мощность (подача) регулируется болтом. Подрегулировка номинальной мощности осуществляется винтом.
4. Предварительное натяжение пружины (разность частоты вращения конца и начала выброса рейки) регулируется винтом. 

 

 Муфта опережения впрыска двигателя ЯМЗ-240

 

Муфта опережения впрыска — автоматическая, предназначена для изменения момента начала подачи топлива в зависимости от частоты вращения коленчатого вала двигателя. Применение муфты опережения впрыска значительно улучшает пусковые качества двигателя и способствует получению наилучшей экономичности на различных скоростных режимах.

 

 

 Автоматическая муфта опережения впрыска:  1 — корпус; 2 — винт; 3, 4 — сальники; 5 — втулка ведущей полумуфты: б —ведущая полумуфта; 7 — пружина; 8 — груз; 9 — ось грузов: 10— ведомая полумуфта; 11 — уплотнительное кольцо; 12 — проставка; 13 — регулировочная прокладка.

 

Муфта закреплена на конической поверхности кулачкового вала насоса при помощи шпонки и кольцевой гайки. Втулка ведущей полумуфты устанавливается на ступицу ведомой полумуфты. Вращение с ведущей полумуфты на ведомую передается через два груза. Грузы качаются на осях, запрессованных в ведомую полумуфту, в плоскости, перпендикулярной оси вращения муфты. Пальцы ведущей полумуфты через проставки связаны с рабочими поверхностями груза и прижимаются к ним усилием двух пружин. Каждая из них установлена между осью и пальцем и упирается в площадки на пальце и оси. Усилие пружины стремится удержать грузы на упоре во втулку ведущей полумуфты.

 

Весь механизм муфты закрыт корпусом, который навернут на ведомую полумуфту.

 

При вращении муфты под действием центробежной силы грузы расходятся, вследствие чего ведомая полумуфта поворачивается относительно ведущей в направлении вращения кулачкового вала насоса, что вызывает увеличение угла опережения подачи топлива. При уменьшении частоты вращения грузы сходятся. Пружина поворачивает ведомую полумуфту и кулачковый вал относительно ведущей в сторону, противоположную вращению, что вызывает уменьшение угла опережения подачи топлива. 

 

Оставить комментарий

Warning: file_put_contents(): Only 0 of 616 bytes written, possibly out of free disk space in /home/loskzapc/web/loskzapchast.com.ua/public_html/vqmod/vqmod.php on line 446VQModLog::__destruct - LOG FILE "/home/loskzapc/web/loskzapchast.com.ua/public_html/vqmod/logs/0_Sun.log" COULD NOT BE WRITTENWarning: Unknown: write failed: Disk quota exceeded (122) in Unknown on line 0Warning: Unknown: Failed to write session data (files). Please verify that the current setting of session.save_path is correct (/home/loskzapc/tmp) in Unknown on line 0